ІК: «Хочется с помощью творчества видеть настоящую реальность»
Если «граффити» – слово европейское, то
«мурализм», или художественная роспись стен – пришло из Латинской
Америки. Возможно, поэтому муралистами себя называют те, кто любит
яркую и позитивную уличную живопись. «Інтересні Казки» – киевская
команда граффити-муралистов, состоящая из двух художников Алексея (Aec)
и Владимира (WaOne). Ребята вместе рисуют около 10 лет, создавая, как
они говорят, сказочные «штрихи» и «параною». Интервью с ними специально
для журнала МойМолескин взял наш читатель и автор Антон Або. Ребята, почему свои сюжеты вы называете «параноями», а персонажей –«штрихами»? Aec: Ну это такие, чисто иронические названия, так сложилось. Это просто наш слэнг. WaOne:
«Параноя» – это так, в шутку… Ну, мы же рисуем абсурдные сюжеты.
Некоторые люди говорят, что мы больные, раз такое рисуем)) Говорят так,
потому что это заставляет их думать, и разрушает их стереотипное
приземлённое мышление. А «штрихи» – потому, что не принимаем
американский граффити-хипхоп сленг, не хотим говорить «керектер»,
поэтому говорим «штрих»! Штрих – значит человек. – С чего всё началось, как появились «Інтересні Казки»? Aec: «Інтересні казки» – это всего лишь название, которое появилось в 2005-м. А рисуем мы где-то с 2000-го. WaOne:
Каждый из нас рисует с детства. Когда в нашем городе появилась волна
граффити (1998–99), мы тоже этим увлеклись. Началось всё с IK. Это были
ingenious kids, компания граффити райтеров, всего человек 10… Делали мы
в то время классический райтинг. Время шло, мы развивались… и однажды
нам стало тесно в рамках райтинга. Мы решили придумать что-то новое…
например: сделать стену только с персонажами (штрихами), исключая
штифтовые композиции. Причём нам интересно было рисовать сказочных
персонажей. Не иллюстрации к сказкам, а придуманные нами персонажи, в
таком сказочно-параноидальном стиле. Однажды, Лёша придумал новую
расшфровку к абревиатуре IK – «інтересні казки». Это было в самую точку! Vorokhta 2009. –
Расскажите, как вы создаете ваши работы? Сколько уходит времени на
создание ваших муралов? Ведь вы разрисовываете огромные фасады! Aec:
Чаще всего все происходит спонтанно, сюжет придумывается в процессе
рисования. Хотя прежде чем начать рисовать на стене, мы придумываем
идеи и делаем эскизы. WaOne: «…разрисовываете огромные фасады»
– это громко сказано, пока наши масштабные работы можно пересчитать на
пальцах одной руки. «Огромные фасады» как правило, требуют легализации,
а этого в нашем городе достичь крайне сложно, хотя городские власти и
«идут нам навстречу». Что касается технической стороны – то всё
происходит следующим образом: я и Алексей комбинируем наши эскизы,
прорабатываем идею, развиваем её… Затем стена грунтуется фасадной
краской, иногда этот слой краски и остаётся в качестве фона. Потом
наносим рисунок. Всё! Обычно на это уходит от 3 дней до 2 недель в
зависимости от площади стены и насыщенности композиции. WaOne. Kiev 2008, gallery Lavra. – Бывают ли у вас проблемы с законом и вообще, насколько законно то, что вы делаете? Aec:
Никаких особых проблем с законом у нас не было. Но мы не задумываемся,
законно это или нет. Официально «легальных» стен нет, но как-то
находятся стены, на которых можно рисовать, хоть и не «легально», но «с
разрешением». WaOne: То, что мы делаем законно наполовину. А
если «легальными» считать те работы, под которые, по новому порядку,
следовало сделать в проектной организации при «киевархитектуре» за 150$
паспорт фасада и получить их разрешение – то «легальных» работ в Киеве
из 40 будет всего штуки 2–3. – Что вы хотите сказать людям своими работами, что вы несёте окружающему миру? Aec:
Мы несем людям только то, что они ищут и хотят найти. А без этого
желания и поиска для зрителя наши работы – просто «яркие картинки». WaOne:
В первую очередь это – обустройство города, гармонизация энергетики
пространства. Это самый низкий уровень восприятия. Обычно в таких
случаях прохожие говорят: «О! Красиво как! Лучше, чем просто страшная
серая стена…» Или: «Ух, ты, что-то цветное!» Те, кто могут думать и
анализировать, кроме декоративной функции видят в работах ещё и смысл.
Смысл каждый видит свой, в зависимости от широты своего мировосприятия.
Интересно бывает выслушать их видение работы. Порой говорят довольно
глубокие вещи. Каждый из нас, кстати, тоже может понимать смысл работы
по-своему. Есть работы, где смысл настолько прост и доступен, что не
требует пояснений. Но есть работы, которые мы и сами не понимаем.
Проходит лишь время и, например я узнаю о мироздании что-то новое,
затем вижу это в своих старых работах… Как я мог нарисовать то, что
узнал лишь спустя какое-то время?! Выходит, бывают работы с посланием и
самим авторам ) Так что же мы, как авторы, хотим сказать? Мы особо не
задумываемся об этом, рисуем то, что рисуется! Aec. Kiev. 2009 – Вы рисуете параллельные миры… Это ваше желание уйти от реальности? Aec:
«Параллельных миров» не существует. И мы их не рисуем. Просто каждый
воспринимает и видит мир по-разному. И желания уйти от реальности у нас
тоже нет. Наоборот, хочется с помощью творчества видеть настоящую
реальность, а не то, что в нашем «реальном мире» называется
реальностью. WaOne: Наши работы – это скорее символы реальности,
«реальной реальности», а не иллюзорного материального мира. Они рождены
желанием уйти от иллюзии и вывести, по возможности, людей из рабства
иллюзий. «pig-track» by WaOne, Kiev 2008 – Что такое добро и зло? Aec:
Адам и Ева вкусили плод с «древа познания добра и зла» в Раю. В итоге
потеряли Рай. Поэтому каждый человек должен сам для себя решить, стоит
ли ему задавать такой вопрос. Или ограничиться только знанием того, что
есть добро – чтобы «не потерять свой рай» ) WaOne: Это два
полюса в каждом из нас, это развитие – и деградация, это гармония – и
хаос… И это также свобода выбора в поступках. – Что вас вдохновляет на создание ваших сказок? Aec: Нельзя сказать, что вдохновляет что-то конкретное. Каждый раз идеи появляются по-разному. WaOne:
Может что-то понравится, впечатлить, вызвать восхищение и интерес… Но
ничто из мира следствий не может быть источником вдохновения. Для меня
вдохновение – это что-то запредельное, не из этого мира. Оно приходит
внезапно. Это необычное состояние возвышенности, сверхчувствительности,
озарения, когда «видишь» на несколько шагов вперёд – что, как и почему
надо нарисовать… И улавливаешь тонкие смысловые взаимосвязи между
образами, или даже видишь целые цепочки мыслеформ. – Вы
недавно ездили в Испанию на фестиваль мурал-арта, какие у вас остались
впечатления от поездки и как там люди относятся к мурализму? Aec:
Впечатления от фестиваля в Испании очень хорошие. Очень заметно, что
там людям искусство нужно и интересно. И к мурализму тоже относятся с
большим интересом. Не то, что у нас в Украине, где основную массу людей
интересует только нажива. Даже искусство воспринимается таким образом. WaOne:
Впечатления самые лучшие. Поездка была продуктивной, познавательной и
приятной. Отношение у людей к граффити-мурализму очень позитивное.
Художники со всей Европы и даже с Кубы рисовали на фасадах корпусов
Политехнического Университета Валенсии. Там у них есть даже кафедра
мурализма, где студенты практикуют рисование на стенах в городе. Aec. «Faces» (spraypaint on barrels) Aec / WaOne. Graffiti Winzawod, Moscow 2006. –
А как в СНГ дело с мурализмом? Ведь у нас можно по пальцам пересчитать
художников, которые этим занимаются. Почему так, как вы думаете? В чём
проблема, ведь была же своя школа в Советском Союзе? Aec:
Советский мурализм, в основном, имел прочный «идеологический корень» и
поддержку со стороны государства, поэтому и существовал. А сейчас, нет
ни общей идеологии, ни поддержки государства. Каждый муралист сейчас
сам себе идеолог и промоутер. Это, в общем-то, неплохо. Но единицы не
могут создать традицию, о которой можно сказать «это украинский
мурализм» или «это русский мурализм». WaOne: В СНГ с этим очень
слабо… Действительно хороших художников-муралистов – единицы. Советская
школа ушла в небытие из-за своей невостребованности, потому что сегодня
в обустройстве городской среды царит жажда наживы, и такая роскошь, как
суперграфика и монументальная живопись нерентабельны. Но есть некоторые
художники, что из мастерских вылезают на стены, делают «стрит-арт» но
только потому, что сегодня это модно и актуально… Мировой опыт
показывает, что большинство стрит-артистов и муралистов в прошлом –
граффити райтеры, а не академические художники-муралисты по
образованию. И я считаю, что современный мурализм должен иметь
граффити-корни. Потому что граффити – это, по ряду причин, необходимая
стадия развития художника-муралиста. Проблема также в отношении властей
к граффити. Если в цивилизованном мире это всячески поддерживается и
поощряется, то у нас – нет. – Как вы считаете, можно ли изменить наш мир к лучшему? Aec:
Каждый может изменить мир к лучшему, начав с самого себя. Только беда в
том, что у всех разное представление о «лучшем». Гитлер или Сталин тоже
наверняка думали, что «меняют мир к лучшему». WaOne: Да, можно. Но не стоит забывать, что менять мир нужно, начиная с себя.
Легализировать нельзя запретить
Что Вы слышали о легализации граффити за последний год? В
дополнение к тому, что граффити у всех на виду, лето ознаменовалось
небывалым интересом журналистов к этому вопросу. Что же произошло? Всё
очень просто: жители Киева разработали проект легализации граффити и
предложили городской власти и общественности принять участие в его
воплощении. Пустые и не совсем стены предлагают усовершенствовать. И не
просто желающие нарисовать разок другой, а профессионалы своего дела.
Кто же выступил с такой инициативой?
Группа
художников *INTERESNI KAZKI* уже известна киевлянам, поскольку их
работы можно встретить на улицах города в довольно обозримых местах и
на частных объектах (к примеру, наиболее масштабный рисунок Казок 350
м2 находится в ТРЦ Большевик). К тому же их публичное намерение на
законных основаниях рисовать на стенах города вызвало немалый интерес
прессы. Тема легализации граффити стала обсуждаемой жителями киева,
пользователями форумов, социальных сетей и среди молодёжи.
Легальные
и самовольные рисунки на обозримых стенах уже есть. Ими можно
любоваться на Шулявском мосту, во дворе прохода между площадью Льва
Толстого и ул. Шота Руставели, по ул. Андрея Иванова 10/10, ул.
Лукьяновской, в галерее Лавра. Это далеко не полный перечень уличного
творчества, в том числе и довольно сложных рисунков, которые смотрят на
киевлян со стен города. Изучая
эту тему, весьма сомнительным оказалось то, что предложенные городу
рисунки - это граффити, как его привыкли воспринимать большинство
людей. Это и не простенькая одно- двуцветная надпись, это и не фигурка,
нарисованная на скорую руку под прикрытием ночи. Это реальные картины,
требующие немалых художественных знаний и мастерства исполнения. Более
того, масштаб некоторых работ поистине поражает. Проглядев работы как в
Интернете (www.interesnikazki.blogspot.com),
так и вживую, стало ясно: разрисовывать городскую обычность взялись
профессионалы. Их работы являются мурализмом. Это старший собрат
граффити, примыкающий к представителям вечных ценностей, которыми и
наполнены работы Казок.
Такой ход окажется приятной
неожиданностью для зрителей и весьма качественным элементом дизайна
городской среды. Работы в детских садиках и школах – такими были первые
шаги художников на пути легализации своего творчества. Более того, их
работы можно встретить как в городах Украины, так и в России, Беларусии
и Испании.
Предложенный проект весьма масштабен. От рисунков на
заборах предлагается сделать шаг… вверх. Да, да, именно верх. Где-то
так на несколько этажей вверх. И рисование на фасадах многоэтажных
домов для авторов скорее приятная привычка, нежели обременяющая тягость
(к слову, самый высокий рисунок IK 4 этажа). Качественную конкуренцию
обычной рекламе составит сказочный мир, наполненный недюжинным смыслом,
взятым из нашей жизни. И никакой рекламы. Никакой скрытой рекламы,
никаких рекламных сообщений, никакой политики. Разумеется, для первого
спонсора такой шаг будет недюжинной рекламой.
Рисовать, к
примеру, на пятиэтажных зданиях технически сложно, но, как показывает
результат, возможно. На помощь приходят строительные леса и нехитрые
технические приспособления. К тому же, создать такое количество работ и
не суметь повторить, весьма сомнительно.
Вопрос о легализации
граффити озвучен не впервые. Сейчас же можно говорить о пике
популярности идеи. И актуальность набирает оборотов. Киевскую
инициативу поддерживает Харьков, Львов, Симферополь, Луцк, Одесса.
Более того, в некоторых городах уже неоднократно проводились разовые
акции по привлечению художников к оформлению стен. Однако масштабности
затея не обретала. До сегодня.
Совсем недавно инициатива
получила своё продолжение. В своей идее Департамент развития логики и
интеллекта предлагает не просто рисовать рисунки со смыслом, а и
наполнять их ребусами и загадками, таким образом подталкивая прохожих к
интеллектуальным упражнениям. Их первая работа недавно появилась на
Шулявском мосту, ставшим своего рода полигоном нового шага в уличом
искусстве. Планируется, что при поддержке городской власти до конца
года город увидит ещё несколько работ.
О сотрудничестве с
группой *INTERESNI KAZKI* от имени города приняло решение Управление по
вопросам семьи, молодёжи и спорта горадминистрации. И в августе им было
объявлено ряд домов, на которых с сентября должны были появиться
картины уже до конца этого года, а на весну планировалось поднять на
горсовете вопрос о создании упрощённой процедуры для рисования. Но
картины так и не появились... Почему так? Читайте во 2й части статьи, в
которой будет интервью и ответы людей, причастных к легализации.
|